anastasiya_g (anastasiya_g) wrote,
anastasiya_g
anastasiya_g

Туристическое пике




Туристический рынок России весь 2014 год преследовали "неудачи". Сначала один за другим посыпались крупные туроператоры ("Роза ветров", "Нева", "Лабиринт" и другие), потом упал рубль. С туроператорами все понятно: они черезмерно перекредитовались в преддверие сезона лето 2014, а потом не смогли справится с падением спроса и расплатиться по договорам. С рублем тоже все понятно - за год национальная валюта подешевела по отношению к доллару на 85%, к евро — на 60%.


По состоянию на январь, число бронирований авиабилетов на лето-2015 уже сократилось в пять раз и составило 5-7% от предполагаемых 35%, заявляют в ассоциации туроператоров (АТОР). На 27,5% снизились продажи по самым популярным направлениям Европы, таким как Прага, Барселона, Париж, Рим, Вена, Милан, Лондон. Свалились в пике практически все массовые безвизовые для россиян направления: Египет (даже несмотря на отчаянные скидки и попытки вести расчеты в рублях), Турция, Таиланд, Гоа (Индия вообще подорожала на 80%).

АТОР считает, что  в 2015 году 30% туроператоров и турагентств закроются. Один из крупнейших туроператоров - "Пегас-туристик" - закрывает большую часть своих региональных представительств: закрыты Владивосток, Омск, Барнаул, Новокузнецк, Оренбург и другие. Другие туроператоры просто срывают туры: вылеты задерживаются по причине отмен или переносов рейсов - просто не набираются самолеты. Поэтому сокращаются полетные программы и персонал.

Есть еще одна проблема, которая усложняет жизнь отрасли: всеобщая перекредитованность туроператоров. Деваться им некуда - чтобы получить низкие цены они вынуждены выкупать блоки мест в отелях и выкупать чартеры заранее. Сильно заранее, а турист понесет деньги в лучшем случае в сезон. Если понесет (см. лето-2014, не понесли). Платят отелям и авиакомпаниям кредитными деньгами, если платят, конечно. А что сейчас с кредитами? Правильно, дешевые кредиты для бизнеса давно ушли с рынка, летом - из-за санкций, в декабре - из-за повышения ключевой ставки. И сыпятся туроператоры, уже даже в новостях не говорят. Зачем, имя им легион. Это если коротко по выездному туризму.

Ожидаемо вырос въездной туризм: из Европы и Китая. Из Китая понятно - во-первых, по данным Всемирной туристской организации UNWTO, с 2012 года Китай является крупнейшим в мире рынком выездного туризма с общим объемом расходов на поездки $ 129 млрд. (в 2013 году), а во-вторых - туристы из Китая традиционно часто ездили в Россию. Европа - тоже понятно, Россия как шоппинг-направление сильно подешевела для владельцев евро, и поехали те, кто давно хотел, но откладывал поездку из-за дороговизны. Москва, Питер, города Золотого кольца неплохо заработали на иностранных туристах с декабря месяца.

А что наши туристы, особенно креаклиная часть, массово страдающая в ЖЖ по поводу падения рубля и недоступности хамона? А туристы уходят по трем направлениям: внутренний туризм, самостоятельное бронирование и дешевый выездной туризм (до $1 тыс.). Креаклы грустят и ищут скидки на сайтах авиакомпаний и отелей, подсчитывая каждую копеечку. Что интересно, по данным популярного в России агрегатора авиабилетов anywayanyday.com, на начало 2015 года 8 из 10 наиболее популярных направлений среди пользователей составили перелёты по России. А по количеству проданных авиабилетов самым популярным городом стала столица XXII зимней Олимпиады Сочи с вылетом из Москвы. В список 10 самых популярных направлений 2015 года также вошли Минеральные Воды, Санкт-Петербург и Симферополь (по данным ИА РЕГНУМ).

Что я могу сказать как представитель отрасли? Самостоятельное онлайн-бронирование (возмездная помощь туристам) и внутренний туризм помогут продержаться агентствам на плаву отрасли хоть какое-то время. Вернутся поездки "дикарями", может, наконец, отстроят инфраструктуру в регионах. То, что вместо горнолыжных курортов Австрии и Швейцарии наши туристы едут в Сочи и на Кавказ - давно уже факт. Пора перестать фыркать и работать с чем есть.

На рынке - совсем плохо. Все-таки первыми в кризис схлопываются сферы услуг, это понятно. Тем более, что им есть альтернатива. Массовые увольнения идут, объемы падают, про рынок корпоративных мероприятий (event и MICE) я вообще помолчу. Не в моде сейчас у компаний тратить деньги на "пир во время чумы", не до жиру. Новый год, говорят, вообще плохо было с корпоративами. А программы мотивации сотрудников резко с зарубежья переориентированы компаниями на внутренний рынок - едут в Сочи. ИМХО, но лучше бы на Камчатку - там красивее!
Что касается развития направлений. Завтра я расскажу об интересном опыте Монголии в данном вопросе ("Курица не птица - Монголия не заграница, да?"). Честно, немного покопала данное направление под запрос и сильно удивилась - привлекают туристов, чем могут, причем, дешево.

П.С. С интересом смотрю за тревел-блогерами, как им сейчас деньги посыпятся от агрегаторов и туроператоров, тоже будем следить :)


Tags: кризис на горизонте, о жизни, турье мое.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments