anastasiya_g (anastasiya_g) wrote,
anastasiya_g
anastasiya_g

Туристическое пике




Туристический рынок России весь 2014 год преследовали "неудачи". Сначала один за другим посыпались крупные туроператоры ("Роза ветров", "Нева", "Лабиринт" и другие), потом упал рубль. С туроператорами все понятно: они черезмерно перекредитовались в преддверие сезона лето 2014, а потом не смогли справится с падением спроса и расплатиться по договорам. С рублем тоже все понятно - за год национальная валюта подешевела по отношению к доллару на 85%, к евро — на 60%.


По состоянию на январь, число бронирований авиабилетов на лето-2015 уже сократилось в пять раз и составило 5-7% от предполагаемых 35%, заявляют в ассоциации туроператоров (АТОР). На 27,5% снизились продажи по самым популярным направлениям Европы, таким как Прага, Барселона, Париж, Рим, Вена, Милан, Лондон. Свалились в пике практически все массовые безвизовые для россиян направления: Египет (даже несмотря на отчаянные скидки и попытки вести расчеты в рублях), Турция, Таиланд, Гоа (Индия вообще подорожала на 80%).

АТОР считает, что  в 2015 году 30% туроператоров и турагентств закроются. Один из крупнейших туроператоров - "Пегас-туристик" - закрывает большую часть своих региональных представительств: закрыты Владивосток, Омск, Барнаул, Новокузнецк, Оренбург и другие. Другие туроператоры просто срывают туры: вылеты задерживаются по причине отмен или переносов рейсов - просто не набираются самолеты. Поэтому сокращаются полетные программы и персонал.

Есть еще одна проблема, которая усложняет жизнь отрасли: всеобщая перекредитованность туроператоров. Деваться им некуда - чтобы получить низкие цены они вынуждены выкупать блоки мест в отелях и выкупать чартеры заранее. Сильно заранее, а турист понесет деньги в лучшем случае в сезон. Если понесет (см. лето-2014, не понесли). Платят отелям и авиакомпаниям кредитными деньгами, если платят, конечно. А что сейчас с кредитами? Правильно, дешевые кредиты для бизнеса давно ушли с рынка, летом - из-за санкций, в декабре - из-за повышения ключевой ставки. И сыпятся туроператоры, уже даже в новостях не говорят. Зачем, имя им легион. Это если коротко по выездному туризму.

Ожидаемо вырос въездной туризм: из Европы и Китая. Из Китая понятно - во-первых, по данным Всемирной туристской организации UNWTO, с 2012 года Китай является крупнейшим в мире рынком выездного туризма с общим объемом расходов на поездки $ 129 млрд. (в 2013 году), а во-вторых - туристы из Китая традиционно часто ездили в Россию. Европа - тоже понятно, Россия как шоппинг-направление сильно подешевела для владельцев евро, и поехали те, кто давно хотел, но откладывал поездку из-за дороговизны. Москва, Питер, города Золотого кольца неплохо заработали на иностранных туристах с декабря месяца.

А что наши туристы, особенно креаклиная часть, массово страдающая в ЖЖ по поводу падения рубля и недоступности хамона? А туристы уходят по трем направлениям: внутренний туризм, самостоятельное бронирование и дешевый выездной туризм (до $1 тыс.). Креаклы грустят и ищут скидки на сайтах авиакомпаний и отелей, подсчитывая каждую копеечку. Что интересно, по данным популярного в России агрегатора авиабилетов anywayanyday.com, на начало 2015 года 8 из 10 наиболее популярных направлений среди пользователей составили перелёты по России. А по количеству проданных авиабилетов самым популярным городом стала столица XXII зимней Олимпиады Сочи с вылетом из Москвы. В список 10 самых популярных направлений 2015 года также вошли Минеральные Воды, Санкт-Петербург и Симферополь (по данным ИА РЕГНУМ).

Что я могу сказать как представитель отрасли? Самостоятельное онлайн-бронирование (возмездная помощь туристам) и внутренний туризм помогут продержаться агентствам на плаву отрасли хоть какое-то время. Вернутся поездки "дикарями", может, наконец, отстроят инфраструктуру в регионах. То, что вместо горнолыжных курортов Австрии и Швейцарии наши туристы едут в Сочи и на Кавказ - давно уже факт. Пора перестать фыркать и работать с чем есть.

На рынке - совсем плохо. Все-таки первыми в кризис схлопываются сферы услуг, это понятно. Тем более, что им есть альтернатива. Массовые увольнения идут, объемы падают, про рынок корпоративных мероприятий (event и MICE) я вообще помолчу. Не в моде сейчас у компаний тратить деньги на "пир во время чумы", не до жиру. Новый год, говорят, вообще плохо было с корпоративами. А программы мотивации сотрудников резко с зарубежья переориентированы компаниями на внутренний рынок - едут в Сочи. ИМХО, но лучше бы на Камчатку - там красивее!
Что касается развития направлений. Завтра я расскажу об интересном опыте Монголии в данном вопросе ("Курица не птица - Монголия не заграница, да?"). Честно, немного покопала данное направление под запрос и сильно удивилась - привлекают туристов, чем могут, причем, дешево.

П.С. С интересом смотрю за тревел-блогерами, как им сейчас деньги посыпятся от агрегаторов и туроператоров, тоже будем следить :)


Tags: кризис на горизонте, о жизни, турье мое.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments