anastasiya_g (anastasiya_g) wrote,
anastasiya_g
anastasiya_g

О "Тангейзере" и творческом самовыражении


Глава республики Крым Сергей Аксёнов в своем поздравлении жителям республики с православными праздниками раскритиковал постановку «Тангейзер» Новосибирского театра оперы и балета. На своей страничке в соцсети Facebook Аксёнов написал, что подобные "творческие эксперименты" не пройдут, поскольку крымчане отлично знают, "к чему в конечном счёте приводит свобода кощунства и греха".

В этом году, пишет он, Вербное Воскресенье и Благовещение разделяет всего один день: 5 апреля православные христиане будут вспоминать Вход Господень в Иерусалим, украшать свои дома веточками вербы – символами веры и весны, а 7 апреля православный мир отметит один из самых любимых в нашем народе праздников - Благовещение Пресвятой Богородицы, когда Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Сына Божьего и Спасителя мира.

«Без укрепления этих вечных духовных основ жизни немыслимо развитие Крыма и России», — сказал Аксёнов, добавив, что "но и желающих разрушить эти основы, к сожалению, немало". "А если не разрушить, то по крайне мере, плюнуть людям в душу, оскорбить их в лучших чувствах", написал глава Крыма, говоря о постанове Новосибирского театра оперы и балета спектакля «Тангейзер», в которой «авторское прочтение» произведения Вагнера на деле "обернулось оскорблением чувств православных верующих". "Трагедия нынешней Украины начиналась с мелкого хулиганства и безнаказанного глумления над святынями, а закончилась реками крови", - считает Аксёнов, и, как мало кто, он точно знает, что это так.

Остановимся на еще одном моменте из сообщения Аксёнова. "Если во времена воинствующего атеизма такие пакости творились под прикрытием официальной идеологии, то теперь – под предлогом «творческого самовыражения»". Если вопрос с официальной идеологией, под предлогом которой творились "пакости" стоит обсудить отдельно - это тот самый "камень преткновения" между православными и коммунистами, требующий отдельных дискуссий - то насчет "творческого самовыражения" хотелось бы сказать пару слов.

Опустим также вопрос с содержанием спектакля, просто признаем факт - верующие сочли его оскорбительным. Предлагаю посмотреть на лик одного из "защитников" спектакля и поднять другой вопрос - а до какого предела готова и готова ли вообще наша "творческая интеллигенция" ограничить свое "творческое самовыражение"?

Скандал с постановкой начался 20 декабря 2014 года, когда в Новосибирском оперном театре  состоялась премьера оперы Вагнера «Тангейзер». Действие классического сюжета перенесено в современные реалии, где главный герой стал скандальным режиссёром картины «Венерин грот». На рекламном плакате распятие помещено между раздвинутых женских ног. После обращения митрополита Новосибирского и Бердского Тихона в прокуратуру в отношении директора театра Бориса Мездрича и режиссёра-постановщика «Тангейзера» Тимофея Кулябина были возбуждены дела об административном правонарушении по статье об осквернении религиозной литературы, предметов религиозного почитания, символики и атрибутики.

В защиту режиссера тут же высказалась московская театральная элита: Олег Табаков, Александр Калягин и Евгений Миронов. Если Табаков и Калягин, в первую очередь, призвали обсуждать спектакль в ходе общественной дискуссии, а не в ходе судебного заседания, что, в принципе, понятно и логично, то письмо Миронова гораздо интереснее. «Тимофей Кулябин поставил в Новосибирском театре оперы и балета спектакль „Тангейзер“. Я не видел спектакля, впрочем, как и те, кто пожаловался на него в прокуратуру. Я призываю остановить травлю режиссера и театра», — заявил Табаков — художественный руководитель МХТ им. Чехова.

«Как и митрополит Тихон, я спектакля не видел, и может быть, что, посмотрев его, буду не согласен с такой интерпретацией оперы Вагнера… Единственное, что я могу предложить, — это общественное обсуждение спектакля, собрать экспертов и выслушать экспертное мнение», - сказал Калягин. «Я с огромным уважением отношусь ко всему институту церкви, но я убежден, что поднятый скандал не будет способствовать объединению нашего общества — к чему стремимся мы все, и прежде всего, церковь», — отметил он.

Художественный руководитель Государственного Театра Наций (ГТН) Евгений Миронов обратился в прокуратуру и Следственное управление Следственного комитета РФ по Новосибирской области по поводу ситуации вокруг спектакля «Тангейзер», поставленного Тимофеем Кулябиным в Новосибирском театре оперы и балета. В своем письме Миронов также говорит о том, что "все споры о театральных спектаклях должны вестись исключительно в свободной атмосфере общественной дискуссии, а не в судах". Но процитирую еще: "Как и те, кто инициировал разбирательство, я еще не видел спектакля "Тангейзер". Но уверен, что молодое искусство всегда ищет новые пути и способы выражения своих мыслей и идей". Вопросов нет, молодое искусство обладает всеми свойствами молодости, как хорошими, так и плохими.

Переходим к главному.
"И то, что кто-то не понял, не сделал попытки понять или не так, как режиссер, интерпретировал замысел увиденного художественного произведения, является личным делом зрителя. Театр не храм, как сказал классик, а кафедра. Он по определению не может оскорбить никаких чувств, истинных или мнимых. Театр может взволновать, может вызвать несогласие, может даже раздражать, главное - он не должен оставлять зрителя равнодушным."

Таким образом, творческое самовыражение, по мнению Миронова, - это апелляция к любым чувствам зрителя. Главное - вызвать хоть что-то. Вместо того, чтобы обратиться к высшим смыслам и вызвать ответные чувства у зрителя, проще же обратиться к низшему - и вызвать раздражение. Реакция получена, "молодое искусство" доказало, что оно - искусство.  Что может вызвать раздражение? Безвкусица, хамство, мат - технология понятна? Готовы ли "вызыватели раздражения" поставить некие рамки в своем творчестве и не кликать на свои головы гнев подавляющего большинства российского общества, которое явно не хочет, чтобы у него вызывали "несогласие или раздражение", например, оскорблением святынь? Или пока не дойдут до точки Charlie Hebdo - все роса?

Ну и еще интересный момент - а за чей счет этот банкет? Посмотрим на последнюю постановку Театра Наций "Женитьба" по Гоголю с Максимом Виторганом и Ксенией Собчак в главной роли. Отметим как сам взгляд на рамки в творчестве, так и источник финансирования. Вот такое "творчество":

Виторган

"Мы попытаемся показать кризис страны через кризис отдельно взятого человека", - сказал на премьере режиссер-постановщик Филипп Григорьян.

Бедный Николай Васильевич... "В постановке Филиппа Григорьяна, осовременившего пьесу Николая Гоголя «Женитьба», главные действующие персонажи и сюжет те же, изменились реалии: действие пьесы происходит в наше время. Иван Подколесин (Виторган) — это успешный госслужащий, который, по сюжету, решает жениться и просит помощи в этом у свахи — владелицы модельного агентства Феклы Ивановны (Собчак). Сваха находит Подколесину невесту-купчиху Агафью Купердягину (Уколова), которая, как и у Гоголя, — наследница бизнеса успешных родителей. Как описывается на сайте Театра наций, «Новая «Женитьба» — напоминание о том, каким жестоким по отношению к человеку становится общество потребления и как трудно сегодня человеку стать самим собой и обрести личное счастье в мире доступных соблазнов и подмен», пишет 18 марта газета "Известия" в статье "Театральный дебют Собчак обошелся бюджету в 360 тыс. рублей".

Со ссылкой на сайт госзакупок издание опубликовало гонорары актеров за спектакль "Женитьба". "Театр, будучи федеральным государственным бюджетным учреждением, вынужден размещать подобные извещения о закупке у единственного поставщика под свои спектакли, так как у него нет своей постоянной труппы. Он подведомственен Министерству культуры РФ и финансируется из бюджета. Например, в сентябре 2011 года художественный руководитель театра Евгений Миронов говорил на встрече с Владимиром Путиным (состоялась в рамках реконструкции Театра наций), что его организация получает из федерального бюджета 50 млн рублей в год. По данным из плана-графика госзакупок Театра наций на 2015 год, общий бюджет закупок театра тоже составляет около 50 млн рублей".

За последние годы мы часто видели, как разрушители государства и общества предпочитают действовать за государственный же счет. Речь идет не только о театральных деятелях, их всех стоит назвать поименно. Гражданское общество неоднократно высказывала свою позицию по поводу своих ценностей и своего исторического достоинства - "Пермь-36", к примеру, получила отпор. И ситуация вокруг "Тангейзера", - это еще одно предупреждение элите разрушения.

Tags: воскресный пост, интеллигенция, капитализм, классика, ликвидком, мысли, пресса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments