anastasiya_g (anastasiya_g) wrote,
anastasiya_g
anastasiya_g

Гимн инженерам, науке, образованию и... "Таинственному острову"



11 ноября к 177 годовщине запуска первой в России железной дороги - 24-километровой Царскосельской магистрали от Санкт-Петербурга до Павловска - ИА REGNUM опубликовало мою статью " Царскосельская железная дорога — 27 километров в будущее", рассказывающую о важности "железки", о ее строительстве, о развитии железных дорог России и, главное, о том, кто строил.

Дело в том, что век "кнопок" отучил человека от удовольствия знать, как устроен окружающий мир. Зачем изучать принципы радио, а потом долго паять радиоприемник, если в соседнем сетевом магазине продаются гаджеты на любой вкус. Удовольствие от труда, достижения цели, познания, и, собственно, творчества, давно перестало быть определяющим в качестве жизни человека. Самый важный, на мой взгляд, шаг к расчеловечиванию сделан - он лишен смысла труда и его сути.

Статья и упоминание в ней имени героя одной из моих любимейших книг детства - "Таинственный остров" Жюля Верна - ученого и инженера-железнодорожника Сайруса Смита, заставила меня вернуться на много лет назад. Когда написанная простым языком книга для детской и подростковой аудитории произвела впечатление настолько, что в толстом "талмуде" не осталось незасаленных страниц. И в итоге она развалилась по корешку - других шансов при таком количестве прочтений и не было.

моя обложка

Роман "Таинственный остров" - это настоящий гимн знанию, науке и труду. И в особенности, гимн человеку, который в высшей степени среди случайно попавших на остров людей этим овладел - инженеру. Даже не буду упоминать подлую и откровенно пустую "рецензию" некоего Веллера, прославившегося "чернухой" с Невского проспекта. Литературу моего поколения и более старших поколений выдирали из голов и сердец именно такими мерзкими пасквилями.

Не якобы "картонность" героев, а их простота, не наличие интеллигентских метаний, а коллективизм и товарищество, а также победа над сложностями и сила духа колонистов - вот что покорило сердца читателей и дала не одному поколению ребят стимул познать мир и привило любовь к труду и познанию.

Прочитать про железную дорогу можно здесь, я начну цитирование с абзацев про инженеров и принципы русской инженерной школы, которые, как мы увидим дальше, перенимали "столпы" нынешнего инженерного образования.

Инженер

"Безусловно, и технологии на Западе закупались (как во времена Петра I, так и до него и после) и «варяги» приглашались. Тем не менее, если вопрос «как делать?» какое-то время оставался открытым, то на вопрос «кто будет делать?» ответ был дан более чем успешный — создание железнодорожной отрасли в 40−80-х годах XIX века стало возможным только благодаря русской инженерной школе и системе инженерного образования.

Основы русской инженерной школы были заложены в стенах Института корпуса инженеров путей сообщения, созданного указом императора Александра I в 1809 году. Институт явился первым транспортным и строительным высшим техническим учебным заведением в стране. Он не имел факультетов и готовил инженеров путей сообщения широкого профиля — по проектированию, строительству и эксплуатации всех дорожных и гидротехнических сооружений.

В вузе готовились не только будущие инженеры по строительству дорог, мостов, транспортных средств, но и будущие преподаватели многих специальных технических дисциплин. В 1820 году при институте была образована Военно-строительная школа путей сообщения — среднее техническое учебное заведение, где занятия проводились профессорами и преподавателями вуза.

Говоря о русской инженерной школе, самобытной и уникальной, невозможно не сказать о главном — ее принципах. С момента становления школы она стояла на трех главных «китах»: академическое образование, передовая наука и современная промышленность. В Институте корпуса инженеров путей сообщения, как позже во всех вузах СССР, изучались фундаментальные естественно-научные принципы, на которые опирались базовые и специализированные курсы инженерных дисциплин. Готовили «Сайрусов Смитов» (кстати, герой романа Жюля Верна «Таинственный остров» был именно инженером-железнодорожником), которые имели широкий кругозор и знали не только свою профессиональную сферу.

Авторитет отечественной системы подготовки инженеров был столь высок, что на Всемирной выставке в Вене в 1873 году методика практической подготовки инженеров Императорского высшего технического училища (сейчас — Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана) или так называемый «русский метод обучения ремеслам» был удостоен Большой золотой медали. Через три года президент Бостонского университета (сейчас — Массачусетский технологический университет — законодатель мод в инженерном образовании) Джон Рункль внедрил систему подготовки инженеров ИВТУ в своем университете. Позже она была перенесена и на другие высшие учебные заведения Америки.

Принципы «русской системы» были просты и продуманны: прежде всего, во главу угла ставилась глубокая практическая подготовка, основанная на реальной работе студентов в условиях, максимально приближенных к тем, с которыми им после придётся иметь дело на заводах и фабриках. Не менее серьезно инженеров обучали теоретическим предметам на уровне, не уступающем преподаванию этих же предметов в классических университетах. Кроме того, была важна постоянная взаимовыгодная связь высшей технической школы с промышленностью. Русское триединство — образование, наука и промышленность.

К особенностям русской инженерной школы стоит отнести и то, что она формировалась под влиянием специфических факторов российской действительности. К примеру, русскую технику всегда отличали простота конструкции (ее мог освоить и малограмотный человек), ремонтопригодность (трудности со снабжением и обслуживанием), технологичность изготовления (из-за ограниченности ресурсов и производственных мощностей), эксплуатационная надежность (российская техника способна работать и в жару, и в холод, и в грязи, и в песке без нареканий и проблем).

Читать также: Где взять профессионала?

Преемственность русской инженерной школы ярко выразила Советская эпоха — индустриализация, война, эвакуация и разворачивание промышленности в «чистом поле», «русское чудо» послевоенного восстановления, атомный проект, прорыв в космическую эру. Современный инженер — это, прежде всего, специалист широкого профиля, владеющий основами программирования, разбирающийся в схемах и приводах машин, установок и линий, на которых он работает, умеющий определить и устранить неисправность, быстро осваивающий новую технику. Уважение наших традиций, их бережное сохранение и развитие в современном мире — долг будущих поколений. Не одну «блоху» подковал русский человек в своей нелегкой истории.

В материале использованы фрагменты книги История железнодорожного транспорта России СПб, 1994 г.
Tags: СССР, будущее, вспомнила бабка як дивкой была, инженеры, мысли, пресса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments