anastasiya_g (anastasiya_g) wrote,
anastasiya_g
anastasiya_g

Как варилось оружие Победы — Т-34 в Нижнем Тагиле



Перед самой войной советская промышленность получила настоящий козырь — автоматическую технологию сварки стали, не имеющую аналогов в мире. В производстве танков она дала необычайный эффект по сравнению с ручной сваркой

117 лет назад 3 декабря в Ярославской губернии родился советский инженер-конструктор Михаил Ильич Кошкин. Созданный им перед войной танк Т-34 перекроил историю: как историю человечества, внеся весомый вклад в победу над абсолютным злом, так и историю военной техники. Т-34 стал родоначальником и законодателем танковой моды на десятки лет вперед — настолько универсальна и технически совершенна конструкция боевой машины.

Помимо высоких непосредственно боевых характеристик — танк отличался маневренностью, отличным вооружением, бронестойкостью — машина обладала высокой технологичностью конструкции, что было чрезвычайно важным моментом для организации ее массового поточного производства.

«Клепать танки» — не совсем верное определение для характеристики рабочего процесса, но если посмотреть на производство Т-34 в годы войны, то вспоминается только оно. Все дело в том, что их уже не клепали, а варили. Да так, как никто в мире.

Без массового производства о военной победе не было бы и речи, и тут конструкторский гений Кошкина соединился с научным и инженерным гением десятков человек, участвовавших как в производстве, так и в совершенствовании Т-34. Если бы не героический труд инженеров и мастеровых, сварщиков, сборщиков, женщин и подростков на военных заводах — не стал бы Т-34 оружием Победы.

Крупнейший в мире центр производства самого важного оружия эпохи, танков, стал «Танкоград» — Нижний Тагил. Первый Т-34 вышел из ворот Уральского танкового завода N183 им. Коминтерна 18 декабря 1941 года. Всего за годы Великой Отечественной войны Уральский танковый завод выпустил 30 тыс. 627 танков Т-34−76 и Т-34−85.

Кропотливый труд инженеров и технологов дал свои плоды. За время войны трудоёмкость изготовления одного танка сократилась в 2,4 раза, а стоимость — почти вдвое, с 270 тыс. рублей за танк до 142 тыс. рублей. Если трудоемкость изготовления дизеля сократилась в 2,5 раза, то бронекорпуса — в целых 5 раз. Что привело к столь резкому качественному улучшению рабочего процесса по изготовлению бронекорпуса?

В 1941 году в Нижний Тагил из Киева был эвакуирован Институт электросварки Академии наук УССР, основателем (1935 год) и директором которого был Евгений Оскарович Патон. Все усилия Института электросварки были направлены на решение научно-технических и организационных проблем производства танков в Нижнем Тагиле.
Одним из преимуществ Т-34 являлось наклонное расположение его лобовой брони и литая башня (впрочем, все годы войны на разных производствах делали как литые, так и сварные и штампованные башни). Варили броню вручную, это был процесс длительный, и заниматься им мог только высококвалифицированный сварщик.

Еще до войны Патон начал эксперименты по автоматизации сварочного процесса на производстве. В 1939—1940 годах в институте Патона было завершено создание высокопроизводительной дуговой автоматической сварки под флюсом. Постановлением правительства СССР 20 декабря 1940 года новая технология была внедрена на 20 заводах, ее стали использовать в производстве стальных электросварных балок, мостовых кранов, вагонов, котлов, кораблей.

Перед самой войной советская промышленность получила настоящий козырь в рукаве — автоматическую технологию сварки стали, не имеющую аналогов в мире. В производстве танков она дала необычайный эффект по сравнению с ручной сваркой. Никто в мире ничего подобного так и не сделал — в США во время Второй Мировой войны танковую броню клепали, как на крейсерах XIX века, а в Германии — варили вручную.

В Нижнем Тагиле силами Института электросварки была разработана и впервые в мире внедрена технология автоматизированной сварки броневых корпусов танков Т-34. Была пущена поточная линия производства бронекорпусов танков. К концу 1942 года на Уральском танковом заводе работало уже шесть установок, позже — девятнадцать. Сваркой под флюсом активно интересовались и другие танковые заводы — Уралмаш и Кировский завод имени Ворошилова, эвакуированный в Челябинск. Установки для сварки под флюсом вступали в строй то на одном, то на другом предприятии — только на заводах Наркомата танковой промышленности к 1943 году работало 50 автосварочных установок.

Производительность автоматической сварки не шла ни в какое сравнение с производительностью других способов сварки. Например, сектор погона башни вручную варили 5 часов, а автоматом — 49 минут. Вместо 280 высококвалифицированных сварщиков на автоматическую сварку встали 57 рабочих, зачастую, подростки после 5−10 дней обучения. Кроме того, ввод одной установки освобождал семь сварочных трансформаторов и восемь дросселей-регуляторов. Заводы стали экономить до 42% электроэнергии.
Был и еще один большой плюс: при автоматической сварке значительно уменьшились внутренние напряжения в металле. Это позволило обойтись без применения отжиговых печей — локальные напряжения исчезли.

Были и проблемы. Одной из них стали трещины, возникающие при автосварке броневых сталей. Тонкие, зачастую не заметные глазу. Решение в институте электросварки нашли — было предложение размещать в разделке кромок низкоуглеродистую присадочную проволоку. Таким образом не только уменьшалось науглераживание шва и зоны, но и повышалась производительность процесса.

Позже выяснилось, что запасы флюса АН-1, выплавленного еще до войны в Донбассе, исчерпаны. Специалисты начали работать над сложнейшей задачей, решение которой стало фундаментальным вкладом в развитие металлургии сварки. В крайне сжатые сроки было решено применить в качестве флюса доменные шлаки. Подошел шлак домны, работающей на древесном угле — в нем практически отсутствовала сера. Чтобы стать полноценным сварочным флюсом, доменному шлаку недоставало 10% оксида марганца и металлурги добавили в шлак марганцевую руду.

Много сложностей и проблем было решено при выпуске Т-34, ни одной книги не хватит, чтобы рассказать о героизме создателей и тех, кто выпускал оружие Победы. Как любое сложное техническое изделие, Т-34 начал жить своей жизнью, обрастать именами, событиями, легендами. И главной из них стала легенда о его конструкторе — Михаиле Кошкине, заложившем безграничный ресурс в свою боевую машину.

Статья опубликована ИА REGNUM
Tags: Великая Отечественная война, инженеры, история, память, прошлое, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments