anastasiya_g (anastasiya_g) wrote,
anastasiya_g
anastasiya_g

Немного о психологической войне: Кто, как и откуда

regnum_picture_1485246437308840_big

Сделаем немного скучный, но необходимый экскурс в историю вопроса. То, что США вели (и ведут) против СССР и России информационно-психологическую войну, до сих пор подвергается сомнению. Доказательств этому только последние годы после Крыма (для тех, кто не застал перестройку) появилось достаточно, однако все равно «глаза есть — видеть нету».

И это тоже так. Самолеты и танки с солдатами противника видеть на поле боя просто, а вот с информационными атаками дело обстоит сложнее — слишком эфемерное понятие. Но эффективное, к которым, как показала практика, советский человек оказался не готов.

Итак, опуская предысторию, 26 июля 1947 года президент США Гарри Трумэн подписал Закон (Акт) о национальной безопасности, им были созданы Совет национальной безопасности (СНБ, NSC) и Центральное разведывательное управление (ЦРУ). Актом полностью перестраивалась американская военная машина под работу в условиях холодной войны.

СНБ — это комитет советников президента США по вопросам внутренней, иностранной и военной политики, касающимся государственной безопасности. В совет входят президент, вице-президент, госсекретарь и глава Пентагона. Функции советников СНБ выполняют директор ЦРУ и председатель комитета начальников штабов, также во всех заседаниях СНБ принимает участие помощник президента по национальной безопасности.

Комитет формулирует основные направления внешней политики США, в том числе и военной, как в текущем периоде, так с долговременным расчетом. СНБ также рассматривает различные концепции и средства и методы их реализации. Подчиняясь главе государства, СНБ решения не принимает — это ответственность президента страны.

В рамках национальной стратегии психологической войны, о которой мы говорим, США формировали свою внешнеполитическую доктрину. Она в первую очередь исходит из экономических, военных, политических и геополитических интересов США. На вооружение была взята соответствующая риторика борьбы за мир и свободу с потенциальным агрессором, которым стал СССР. При выстраивании теоретической и идейной основы стратегии психологической войны был использован британский опыт политической войны, которая понималась как применение доктрины Клаузевица в мирное время — то есть использование всех средств, за исключением войны, для достижения национальных целей. Речь идет о политических союзах, экономических программах, официальной пропаганде — и, конечно, о тайных операциях по поддержке дружественных элементов в других странах, поддержка «подполья».

Вернемся к ЦРУ и тайным операциям. Сразу после того, как Акт о национальной безопасности был одобрен Конгрессом США, первый глава разведывательного ведомства адмирал Роскоу Генри Хилленкоттер попросил своего юридического советника Уолтера Пфорцхаймера проанализировать документ на предмет полномочий ЦРУ по осуществлению тайных операций, в том числе пропагандистских. Согласно анализу Пфорцхаймера, у ведомства таких полномочий не было — в функции ЦРУ входил только сбор и анализ разведывательной информации. ЦРУ и СНБ начали действовать, и были приняты документы, которые положили начало американским тайным и психологическим операциям в мирное время.

9 декабря 1947 г. Совет принял два документа, посвященные психологической войне, — директиву СНБ-4 «Координация мероприятий внешнеполитической информации» (степень секретности — «конфиденциально», то есть ее содержание было доступно представителям СМИ, и директива, конечно, немедленно было опубликована) и директива СНБ-4А категории «совершенно секретно». Согласно первому документу, помощник госсекретаря по связям с общественностью должен был усилить координацию всех мероприятий для противостояния антиамериканской пропаганде. Также устанавливалось, что ключевым координатором информационной политики США становился Госдепартамент.

СНБ-4 создала и отдельную интересную организацию, о которой мы еще немало поговорим: Межведомственную организацию зарубежной информации. В нее вошли представители Объединенного комитета начальников штабов, секретариат министра обороны, представители ЦРУ и Национального совета по ресурсам, возглавлял ее помощник государственного секретаря по связям с общественностью. До начала войны в Корее работы у МОЗИ практически не было, а ее история собственно началась в годы этой войны, с рассылки директив для ведомств, ведущих пропагандистские операции. Однако именно председатель этой организации — Эдвард Барретт — первым предложил план создания национального комитета психологической стратегии.

Вернемся к директивам. В СНБ-4 открытым текстом заявлялось, что «Советский Союз ведет интенсивную пропагандистскую кампанию, направленную против США, которая носит скоординированный характер и являет собой мероприятия психологического, политического и экономического характера с целью подрыва не коммунистических режимов во всех государствах. Конечной целью этой кампании является не просто подрыв престижа США и их национальной политики, но и доведение мирового общественного мнения до такого состояния, когда эффективное противостояние советским намерениям не будет представляться возможным ни психологическими, ни политическими, ни экономическими действиями».

Директива СНБ-4А в дополнение к одобренным программам открытой пропаганды вводила тайные психологические операции — этой директивой Совет тайно наделил ЦРУ полномочиями проводить официально не существовавшие программы психологической войны. Центр проведения этих операций находился в ЦРУ — при общей координации с Госдепартаментом и Пентагоном.
18 июня 1948 г. СНБ заменил документ СНБ-4А на СНБ 10/2, который призвал ЦРУ нарастить усилия в плане проведения тайных операций, началось увеличение бюджета психологических операций и рост количества занятых в них сотрудников ЦРУ. Также создавалось отдельное Управление специальных проектов (позднее — Управление политической координации (УПК)).

Всю полноту доступа к информации о СНБ-10/2 и операциях УПК имели лишь три человека — Дж. Кеннан (руководитель Группы политического планирования госдепартамента), М. Варне и Дж. Дэвис. Полной информацией о СНБ10/2, но без детального знания об операциях, обладали 18 человек, включая госсекретаря, 48 человек обладали меньшей степенью допуска к этой информации разного уровня.
Пока это был этап разработки стратегии, планов и налаживания координации. Отметим лишь, что фактически до создания в 1951 году Комитета психологической стратегии (PsychologicalStrategy Board) координирующий центр психологических операций находился в Госдепе США.

Привести содержание всех документов, которыми оперировали американские ведомства на первом этапе ведения психологической войны против СССР, не представляется возможным. Отмечу только еще директиву СНБ-68 от 14 апреля 1950 года, которая заложила основы для американской стратегии психологической войны против СССР, ставшей с 1951 г. предметом деятельности Комитета психологической стратегии.

В первую очередь из нее вытекали задачи обеспечения интересов лишь одной нации — США. В ней говорилось о поддержании индивидуальных свобод, создании условий для процветания американской свободной и демократической системы, а также о стремлении сражаться во имя защиты американского образа жизни. Нарастание конфликта, по мнению авторов директивы, происходит не по вине США, а наличие ядерного оружия у СССР усиливает борьбу, которая должна продолжаться до тех пор, пока не изменится природа советской системы.

Целью было объявлено сокращение мощи и влияния СССР, предполагались следующие направления американского воздействия: на сам СССР, союзные режимы, отношения между Кремлем и сателлитами, организации, в которых доминирует Москва, и ее влияние за пределами «железного занавеса». Выбор был сделан в пользу долгосрочной стратегии изменений в советской системе, путем сочетания открытого и тайного психологического воздействия. Но при этом США совершенно не исключали возможности войны с СССР.

Вернемся к Межведомственной организации зарубежной информации (InterdepartmentalForeign Information Organisation, IFIO), доступ к деятельности которой был более-менее открыт для исполнителей — дипломатов, сотрудников СМИ и разработчиков рекомендаций и программ. Эта межведомственная организация поручала, в случае необходимости, проработку и исследование вопросов стратегии, тактики, технических устройств и так далее внешним организациям, таким как Массачусетский технологический институт (MassachusettsInstitute of Technology, MIT — один из ведущих вузов США, да и всего мира), корпорация RAND, спонсирующие научные исследования фонды — например, фонд Форда.

Далее разработанные интеллектуалами документы согласовывались между ведомствами, корректировались в случае необходимости, затем утверждались, а разработанные на их основе инструкции и методички спускались исполнителям, курируемым ЦРУ или Госдепом — в частности, «Голосу Америки», дипломатам, писателям, журналистам, медиакорпорациям и так далее.

Итогом работы IFIOи СНБ стало создание Комитета по психологической стратегии 4 апреля 1951 года. До момента своего расформирования в 1953 году и передачи функций вновь созданному Комитету координации операций он активно занимался разработкой документов, целей и методов психологической войны. Дело в том, что понимание особой важности скоординированных действий в психологической войне пришло после того, как СССР объявил о создании ядерной бомбы (официально — 1950 год), и в годы войны в Корее — это время стало этапом «работы на износ», практически в авральном режиме.

Помимо планов, системы координации и разработки стратегии были созданы главные пропагандистские инструменты, такие как «Голос Америки», Служба международной информации и обменов государственного департамента, Служба международной информации в структуре НАТО, Информационное агентство США, Национальный комитет «Свободная Европа», в состав которого входил радиокомитет «Свободная Европа» из трех отделов — агентство печати «Free Europe Press», агентство по связи с беженцами и радиостанция «Свободная Европа» и многое другое.

Также в результате кропотливой межведомственной работы был подготовлен анализ зон интересов США в мире с учетом геополитической ситуации и были выделены геополитические зоны и обозначены цели информационно-психологической деятельности США. Как все это оружие было развернуто против СССР, его идеологии и советского человека — в следующих статьях.

Источник: Психологическая война против СССР: Основные авторы и исполнители


Tags: Психологическая война против СССР
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments