anastasiya_g (anastasiya_g) wrote,
anastasiya_g
anastasiya_g

От древней сказки к «Шреку» — наши ли будут после этого дети?

фото

Вопросы воспитания и образования детей в 21-м веке приобрели особую остроту. Если еще недавно министром образования говорилось о создании «квалифицированного потребителя», то уже сейчас устами главы Сбербанка Германа Грефа озвучивается установка на то, что навыки важнее знаний, и главная трансформация, которую должна пройти российская школа, — это переход от преподавания знаний к преподаванию навыков.

Для этого создан огромный массив инструментов — помимо наступления на школу, от традиций воспитания и образования в которой уже мало что осталось, до СМИ, книг, кино, анимации и целого наступательного фронта сопутствующих товаров. Мало заявить о воспитании потребителя, в конце концов, среда не менее мощный фактор, формирующий человека, чем визуальный контент и школа.

Для «квалифицированного потребителя» у капитализма есть все: любимого «героя» мультфильма можно купить во всех видах, от изображения на футболке до тетрадки, в магазине глаза разбегутся, вместе с детьми — между стеллажами с «Миньонами» и «Шреками». Есть широкие возможности еще применить свои навыки, в том числе хватательные и деньгодавательные. Создание человека-потребителя и развитие навыков потребления идут в связке.

В 2001 году в США вышел первый фильм про сказочного огра — Шрека. Полнометражный анимационный фильм киностудии Dreamworks Pictures режиссёров Эндрю Адамсона и Вики Дженсон по мотивам детской книги Уильяма Стейга «Шрек» впервые в истории получил премию «Оскар». А два года спустя, в 2003 году в Голливуде на киностудии «Юнивёрсал» открылся парк развлечений «Шрек в четырёх измерениях», посвящённый персонажам анимационного фильма. К слову, в этот же день на другой стороне света — в Токио — мультипликационный фильм «Ёжик в  тумане» Юрия Норштейна был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов по мнению 140 мультипликаторов и кинокритиков из разных стран мира.

Если говорить о Шреке, не пересказывая сюжет, то его можно назвать первой в современной массовой культуре «сказкой-перевертышем». Судите сами, насколько в нем зло стало добрым и привлекательным — там и сказочный гигант, который, по доброте душевной, не ест людей, и древнейший символ зла дракон, который спасает героя и его возлюбленную. Лицо возлюбленной, раскрывающееся в результате снятия заклятия, — это отдельный разговор, ведь заклятие накладывает злой волшебник, а получается, что атрибут зла из некрасивого огра создал красавицу. Более того, ее превращение в то, что она есть, означает окончательное падение — прекрасный символизм, переход из человека в животное, торжество низа.

фото2

Сказка, рассказанная от лица отрицательного персонажа, имела колоссальные кассовые сборы (около $500 млрд при бюджете $60 млн). Мультик атакует ребенка злыми шутками — например, как от пения Фионы погибает птичка, многочисленными шутками в стиле «туалетного юмора». А главные герои выбраны отнюдь не случайно — это огры, герои германского эпоса, являющиеся грубым, приземленным и обесчеловеченным вариантом человека: они не говорят, чрезмерно сильны, глупы и похотливы. Даже имя соответствующее — der Schreck по-немецки «страх, ужас, отвращение».

Отрицательные черты его волшебного помощника — осла, прекрасно обыграны талантливым актером и комиком Эдди Мерфи. С его голосом и ужимками он не может не быть обаятельным и привлекательным для детей — этот символ низа в человеке, невежества, упрямства и той же похоти.

Сказка полностью лишена классического смысла — сама цель, с которой огр покидает свое болото, он не идет бороться за правду или справедливость, он просто хочет остаться один, отгородиться от мира. Вместо того чтобы обуздать силы зла и победить дракона — он вступает с ним в союз. Не герой побеждает зло, а зло оказывается помощником героя.
Авторы статьи «Шреком по деткам» Владимир Иванов и Анна Желонкина, которую я цитировала выше, замечают еще один интересный момент, на который стоит обратить внимание родителям. Создатели ленты не только разобрались как бог с черепахой с древними символами и пластами знаний и опыта, вывернув их наизнанку и показав зло в замечательно-привлекательном ключе, но и уничтожили все живое вокруг своих героев.

фото4

«Мультфильм начинается с того, что от утренних гигиенических процедур Шрека гибнут рыбы в водоеме; Шрек и Фиона по очереди ловят лягушку и змею и надувают их; Фиона жутким образом расправляется с птичкой, а затем жарит яичницу из яиц, которые та высиживала. Такие сцены не только травмируют детскую психику, но и учат маленького человека насилию и жестокости», — считают авторы, напоминая об опыте выдающегося советского педагога Василия Сухомлинского.

«В моем распоряжении есть картотека преступлений: биографии (с раннего возраста) подростков, которые совершили в годы отрочества преступления, проявив жестокость, бессердечие, садизм, — писал он. — Почти во всех случаях первичным и главнейшим источником преступления было безжалостное уничтожение живых существ в детстве».

Следующие фильмы про Шрека продолжили главную линию. Добрая фея в них оказывается коварной интриганкой, её сын — прекрасный принц — глупый и алчный антигерой. Кот в сапогах до знакомства с главным героем Шреком вообще работает наемным убийцей. На дне рождения детей Шрека волк сидит в чепчике съеденной им бабушки. И многие-многие другие моменты, которые заметит любой глаз, воспитанный на уничтожаемой классической сказочной традиции. То есть традиции добра и зла, передававшейся тысячи лет и формировавшей человека.

Новый же человек, познав прелести одиночества, вслед за главным героем идет в парк развлечений. Как человек, который волею судеб побывал в парке киностудии «Юниверсал» (только в Орландо), могу сказать, что там именно оно — развлечение, без какой-либо умственной, познавательной и развивающей нагрузки. Даже физической, если тяжело ходить пешком от зала к залу и от аттракциона к аттракциону, то можно арендовать багги. Чтобы не напрягаться и полностью отдаться щекотанию нервов. И потреблению — как своему, так и ребенка, не затрагивая ничего в его душе и разуме, кроме инстинктов.

фото5

Возвращаясь к вопросу воспитания и образования ребенка. Тут я не могу не напомнить слова доктора психологических наук, профессора Рады Михайловны Грановской, которая считает, что на детей не стоит сердиться и возмущаться, в нужно научиться общаться с ними. Понятно, что мир изменился, —за последние 50 лет темп жизни вырос в 100 раз, однако это не повод «задрать лапки» и упасть на спину перед постмодернистскими конструкциями, уничтожающими человека.

Не ограждая чрезмерно от всякой опасности, не стоит потакать детской инфантильности, которую стремятся воспитать и поощряют идеологи «нового человека». Время, проведенное ребенком за компьютером, необходимо жестко нормировать, в противном случае это ведет к физическому недоразвитию ребенка, затруднениямпри живом общении, отсутствию ответственности за свои слова и поступки, недоразвитию мышления, неспособности к внимательному чтению текста.

От себя добавлю, что есть и другая сторона вопроса. С одной стороны, дома можно создать сущий Эдем с классической литературой, музыкой, фильмами и мультиками. И, предположим, ребенок все это будет искренне любить. Но мир вокруг действительно изменился — он диктует разрушающие стандарты и дает унижающие и принижающие человека ориентиры. Если не дать ему отпор сегодня — завтра это будут уже не наши дети, потому что ничего вложенного нами мы в них уже не увидим.

Источник

Tags: Воспитание, массовая культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments